ДУРАСОВЫ (часть 2). НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ ВОЕВОДЫ ДУРАСОВА

ДУРАСОВЫ (часть 2). НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ ВОЕВОДЫ ДУРАСОВА

Как было указано в моей статье, посвящённой Степану Афанасьевичу Дурасову, в числе наследников воеводы были жена Ирина Никитична Дурасова (в девичестве Чирикова), а также дети — Иван Степанович и Мария Степановна. Однако, кроме прямых потомков Степана, в нашем регионе в XVIII веке были отмечены и другие Дурасовы.

ФИСКАЛ ИВАН ДУРАСОВ И ОДНОДВОРЦЫ

Фамилия саратовского «фискала из шляхетства» Ивана Дурасова фигурирует в описании Российских губерний, подготовленных тем самым Иваном Кириловым, в чью Оренбургскую экспедицию входил Степан Дурасов.

Фрагмент книги И. Кирилова «Цветущее состояние Всероссийского государства»

Датируется этот достаточно серьёзный труд 1727-м годом, что не даёт нам возможность считать указанного фискала Ивана Дурасова прямым потомком Степана Афанасьевича, и вот почему: согласно указу Петра I от 17 марта 1714 года «О должности фискалов», из дворян назначали чиновников вне зависимости от их происхождения и знатности. Предполагалось, что новые чиновники, независимые от администрации центральных и местных учреждений и подотчётные только Сенату, будут осуществлять функции контроля местной власти. При этом, молодых людей на должность фискала не принимали, а выбирали немолодых — от сорока лет и выше, кроме тех, кто был из купечества. Указанный Иван Дурасов по возрасту должен быть близок к самому Степану. Не исключено, что являлся последнему дядей, или братом, или просто дальним родственником. О сыне воеводы Дурасова – Иване Степановиче – речь пойдёт несколько позже.

Зато указанный фискал Дурасов вполне мог иметь отношение к однодворцам «Алексею Иванову сыну Дурасову и Агафье Ивановой дочери Дурасовой», в 1714 году «бивших челом Великому Государю Петру Первому о жаловании поместья Рождественское (Идолга)», по общеизвестной информации от Олега Петровича Чернова. Кстати, по третьей ревизии, наряду с прямыми потомками Степана Дурасова, в селе Рождественском указан однодворец Макар Алексеевич Дурасов с семьёй, что вполне можно объединить в семейную цепочку другой ветви Дурасовых: фискал Иван Дурасов – однодворец Алексей Иванович Дурасов – однодворец Макар Алексеевич Дурасов.

Возможная генеалогическая ветвь фискала Ивана Дурасова

ИРИНА НИКИТИЧНА ДУРАСОВА (ЧИРИКОВА)

В своём труде «Помещики и крестьяне Саратовской губернии»
Н.Ф. Хованский указывает, что заселение Петровского уезда началось несколько раньше основания самого города – в 1688 году земли в округе были пожалованы думному дворянину Д.С. Змееву, подъячим Комлеву, Смирнову, Сергееву, стольнику Варыпаеву. Также указывается, что в 1745-1747 годах в числе помещиков 16 новопоселённых деревень уезда была вдова майора Дурасова (либо ещё не вдова, либо неверные даты – прим. А.М.). Общее население их составляло 3046 душ мужского пола без учёта города Петровска.

Отметим, что ни Рождественское (Дурасовка), ни Малая Шереметевка (Идолга) у Хованского в этом периоде не фигурируют. Скорее всего, речь идёт о других землевладениях Дурасовых, расположенных ближе к Петровску.

Пока неимоверными усилиями шло заселение новых земель крестьянами, которых помещики переселяли из других своих владений, политическая ситуация в стране резко изменилась. Если в первой половине XVIII века основной угрозой новопоселенцам были набеги кубанцов и разных кочевников с юга и востока, то во второй половине страну охватил Пугачёвский бунт – «безжалостный и беспощадный». В августе 1774 года войско Пугачёва подходит к Петровску со стороны Пензы, чтобы затем отправиться на Саратов. Ватаги сторонников Пугачёва, зачастую являвшиеся сборищем обычных бандитов, опустошали округу по пути следования основного войска самозванца. При чём, сопровождались такие рейды не только экспроприацией материальных ценностей сельских помещиков, но и кошмарными убийствами последних при непосредственном участии крепостных. Зачастую, так называемые «служители императора Петра III», полковники, есаулы, небольшим конным отрядом в несколько человек, прибыв в село, созывали сход (если была церковь с колокольней – звонили в колокола). Объявляли от имени «чудом спасённого императора» всеобщую вольницу крестьянам, освобождение от барщины, оброка, других повинностей. Обременённые тяжким гнётом помещиков, полунищие крестьяне хватались за вилы, грабли, ухваты и крушили помещичьи дома вместе с их обитателями. Часть мужиков вступало в пугачёвское войско, считая службу самозванцу некой индульгенцией за сотворённые злодеяния. Кстати, сами крестьяне тоже часто становились жертвами бандитов.

«В селе Сердобе партией пугачёвскою «наглостно засечён до смерти плетьми» мельник, малороссиянин Елецкий. «Убит дубьём до смерти» пахотный солдат Скопинцев.

В селе Спасском-Славине той же партией повешен в своём доме поп с женой и сыном.

В селе Рождественском, Козловка тож, в ночное время, приехавшими туда неведомыми людьми, застрелен из ружья на улице пахотный солдат Куликов.

В селе Лопатине воровские люди, числом до 30 человек, крестьянина Анисимова, шедшего от заутрени, взяли на улице и, не говоря ни слова, повесили на кузнице…

Села Никольского, Слепцовка тож, помещик Маматов убит.

Села Рождественское, Идолга тож, помещица Дурасова заколота копьями» (Политические движения русского народа. Мордовцев Д.Л., СПб, 1871, Том 1).

Речь здесь идёт об Ирине Никитичне Дурасовой, вдове майора Степана Афанасьевича Дурасова, зверски убитой сподвижниками Пугачёва. С целью оценки масштаба преступлений бунтарей, было составлено «Описание, собранное поныне из ведомостей разных городов, сколько самозванцем и бунтовщиком Емелькою Пугачевым и его злодейскими сообщниками осквернено и разграблено божиих храмов, также побито дворянства, духовенства, мещанства и прочих званий людей, с показанием, кто именно и в которых местах.» Вот фрагмент этого списка:

Кстати, Ирина Никитична фигурирует здесь как подполковница, хотя по всем остальным данным Степан Дурасов почил в бозе, находясь в звании отставного майора.

МАРИЯ СТЕПАНОВНА ДУРАСОВА И ЕЁ ВЕТВЬ — СЛЕПЦОВЫ, КОПТЕВЫ

Следующим в списке жертв указан младенец Лев Коптев. Это правнук Ирины Никитичны, рождённый в браке её внучки Анны Львовны Коптевой (урождённой Слепцовой) и капитана Николая Андреевича Коптева. Назван был младенец Лев, по всей видимости, в честь деда – Льва Семёновича Слепцова (1724 – 1758), мужа Марии Степановны Дурасовой. О Марии Степановне известно, что рано овдовев (Лев Слепцов погиб в 34 года), она вновь вышла замуж за подполковника Петра Даниловича Зимнинского.

В дворянских списках Аткарского уезда упоминаются Коптевы Кир Николаевич и Павел Николаевич. О капитане Кире Николаевиче известно, что принадлежало ему 69 душ в сельце Коптевка (ранее деревня Засечное, а ныне посёлок Студёный Аткарского района), и что женился он в 1819 году на крестнице Императрицы Екатерины Великой – Екатерине Николаевне Струйской.

Н.Е. Струйский, 1772 г. Худ. Ф. Рокотов

Её отец – богатый помещик Николай Еремеевич Струйский, и мать – знаменитая «Русская Джоконда» Фёдора Рокотова – Александра Петровна, урождённая Озерова, были в фаворе у Императрицы Екатерины Великой. Когда последняя узнала, что пара вот-вот ждёт пополнения, дала согласие: если родится девочка, пусть назовут в её честь Екатериной. Однако, пока указание Императрицы достигло помещичьего имения, новорожденную к тому времени уже окрестили Анной. Отец настрого запретил называть дочь её настоящим именем и всем говорил, что она Екатерина. В последствии, Анна-Екатерина вышла замуж за Кира Николаевича Коптева и переехала в фамильное имение мужа. Приданое к свадьбе невесты составило 92 850 рублей, что было просто колоссальной суммой по тем временам.

«Русская Джоконда» А.П. Струйская, 1772 г. Худ. Ф.Рокотов

Штабс-капитан Павел Николаевич Коптев был предводителем Аткарского дворянства в период с 1818 по 1829 г.г. Также как и брат Кир, владел крепостными в Коптевке (15 мужчин, 9 женщин по пятой ревизии 1795 г.), доставшихся в наследство от матери в 1784 году.

Про капитана Николая Андреевича Коптева известно, что в 1799 году он работал межевщиком в Саратовском отделении канцелярии опекунства иностранных. О судьбе его жены Анны Львовны, пока исчерпывающей информации собрать не удалось.

Интересен такой факт из биографии семейства Дурасовых-Слепцовых. Степан Дурасов приобрёл землю в районе реки Идолги у помещика Афанасия Ивановича Неклюдова, полученную им, в свою очередь, в наследство от отца — Ивана Семёновича Неклюдова. Этот самый Иван Семёнович выделил 100 четвертей своих земельных владений в качестве приданного за своей дочерью Марией Ивановной Слепцовой, урождённой Неклюдовой, своему зятю Слепцову Семёну Петровичу – отцу Льва Слепцова (первого мужа Марии Степановны Дурасовой). Как говорится, всё в семью!

На сайте Единой Архивной Информационной Системы Саратовской области к архивному делу о четвёртой ревизии в селе Рождественское (Идолга) имеется такое примечание:

«Родичевой А.Л. достались в 1775 г. по приданству от Зимнинской Марьи Степановны, подполковницы, матери, а ей по наследству после Дурасовой И.Н.; часть — достались в 1774 г. по приданству от Слепцова Сергея Львовича, сержанта Великолуцкого пехотного полка, \»ныне\» капитана Саратовского батальона, записанные по 3 ревизии за Зимнинской М.С., подполковницей, матерью». (Архивный шифр: Ф.28 Оп.2 Д.7916 № п/п: 4035).

Аграфена Львовна Родичева (Слепцова) – помещица села Рождественское (Идолга) по четвёртой ревизии (1782 г.), вдова, майорша – дочь Льва Семёновича и Марии Степановны Слепцовых, а упомянутый капитан Саратовского батальона Сергей Львович Слепцов – их сын.

Фамилиям Неклюдовых и Слепцовых будут посвящены отдельные статьи, а пока ещё немного о невинно убиенной Ирине Никитичне Дурасовой. Точных свидетельств в источниках нет, но скорее всего, зверское убийство совершила ватага «полковника Иванова», направившегося отдельно от войска Пугачёва мимо Петровска по течению Медведицы в сторону Дона. Иванов сотоварищи отметился в соседнем с Рождественским селе Белгаза убийством семьи надворного советника Алексея Васильевича Лихарева, назначенного указом сената от 28 марта 1774 года новым Саратовским воеводой и следовавшим к месту службы через своё имение с обозом, состоявшим из 54 лошадей. Несостоявшийся воевода был убит
и впоследствии утоплен душегубами «полковника Иванова» вместе
с двоюродной сестрой Наталией Ивановной в речке Белгазе. По сведениям Д. Мордовцева, в качестве трофеев пугачёвцам досталось: до 60 икон в золотых и серебряных с позолотой ризах с бриллиантами итальянской работы, 84 серебряных ложки, 36 серебряных вилок, 60 столовых ножей с серебряными черенками, 36 серебряных десертных ложек, 36 ножей серебряных десертных, серебряные кофейники, молочники, чайники, тарелки и цедилки, 4 серебряных подноса весом в 5 фунтов и множество других вещей, всего на сумму более 22 769 рублей и 6 973 рублей деньгами.

Информацию об отце Ирины Никитичны – Никите Чирикове найти также пока не удалось, но, по всей вероятности, принадлежала она
к старинному дворянскому роду Чириковых, восходящему к первой половине XVII века. Его представители были стольниками и воеводами. По преданию, род ведёт своё начало от племянника ордынского царевича Беркая, святого Петра, ростовского чудотворца (1253). Потомок этого рода служил Дмитрию Донскому и участвовал в Куликовской битве. Род записан
в VI части родословной книги Тульской губернии. Герб дворянского рода Чириковых выглядел так:

Герб дворянского рода Чириковых

Серебряное поле щита разделено вертикально на две части, из которых в правой части вверху изображена выходящая из облака чёрная рука с мечом, остриём вверх (польский герб Малая Погоня), а в левой части, вертикально, две золотые стрелы с голубыми железками и розовым оперением, смотрящие наконечниками одна вверх, а вторая вниз. Над щитом лапчатый крест. Щитодержатели: два восстающих льва с высунутыми языками и поднятыми хвостами. Щит покрыт княжеской мантией с дворянской на нём короной.

Есть информация, что в отделе рукописей РГБ в Москве хранится купчая (ф. 544-1-11) на поместье в Узинском стане Пензенской губернии, в которой, в частности, сказано: «Лета тысяча семьсотъ сорокъ четвертого года декабря въ двадцать третий день майоръ Степанъ Афанасьевъ сынъ Дурасовъ в роде своем непоследней Нашебургский пехотный полк продалъ я майоръ Степанъ Дурасовъ кавалерии Псковского полку Капитану Ивану Петрову сыну Ошанину, жене его Марфе Васильевой дочери, детямъ ее и наследникамъ въ прокъ безъ выкупу и безъ поворотной своей купленной земли въ Пензенскомъ уезде въ Узинскомъ стану по Узе реке противъ Караульной горы и по реке Березовке, Алешанке тожъ, вверхъ идучи правою стороною и до Медведскихъ (?) вершинъ до Черного лесу и с другими урочищи противъ вышеписанной изъ ста двадцати четвертей сто четвертей въ поле а въ двухъ потомужъ съ лесы и с сенными покосы съ дворовою, огородною и гуменною усадьбами и скотиннымъ выпускомъ и со всеми угодьи, а взялъ я Майоръ Степанъ Дурасовъ у нее капитанши Марфы Ошаниной за оную свою проданную землю денегъ сто руб

Можно отметить, что Степан Дурасов занимался куплей-продажей своей недвижимости не только регулярно, но и весьма прибыльно. По второй ревизии (1745 – 1747 г.г.) Узинского стана Пензенского уезда, майор Дурасов числился среди помещиков в новой деревне Арбузовке (Труды СУАК, 1893, т.4 стр. 157).

Кстати, там же в Узинском стане, помещиком деревни Дурасовки числится прапорщик Яков Дурасов, возможно являющийся родственником Степана Афанасьевича.

ИВАН СТЕПАНОВИЧ ДУРАСОВ И ЕГО ВЕТВЬ

Что касается второго законного наследника воеводы – Ивана Степановича Дурасова – известно только, что его дочь Наталия Ивановна Дурасова, по третьей ревизии (1761 – 1767 г.г.) числится законной помещицей в деревне Идолга и селе Рождественское. Судя по оставленной девичьей фамилии, мужа у неё не было. О наследниках и датах жизни информация также пока не найдена. Переименование села Рождественское
в Дурасовку было как раз в конце XVIII века, при жизни Наталии Ивановны (между 1767 и 1782 г.г.). Таким образом, внучка увековечила память своего деда – героя Северной войны, Саратовского, Пензенского и Петровского воеводы Степана Афанасьевича Дурасова.

ГЕНЕАЛОГИЯ ПОТОМКОВ СТЕПАНА ДУРАСОВА

Попробуем теперь представить, как выглядит древо прямых потомков Степана Дурасова:

  • Вдова – Ирина Никитична Дурасова.
  • Сын Иван Степанович Дурасов – внучка Наталия Ивановна Дурасова.
  • Дочь Мария Степановна Дурасова (Слепцова, Зимнинская) – внуки: Сергей Львович Слепцов, Анна Львовна Коптева (Слепцова), Аграфена Львовна Родичева (Слепцова).

Ниже приведу генеалогическую цепочку, которая позволит наглядно представить ветви потомков Дурасова до правнуков. Не берусь утверждать, что картина родственных связей отражена в полном объёме, но в основе своей она имеет достоверные данные, которые в процессе исследований будут уточняться.

Генеалогическая цепочка потомков воеводы Степана Дурасова (дети, внуки, правнуки)

Об остальных поколениях наследников воеводы Степана Афанасьевича Дурасова поговорим в следующих статьях.

Андрей Михайленко, 2025

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Газета «Землячка», №6 от 20.07.2007.
  2. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. Издание С.Н. Тройницкий 1912г. Ред., подгот. текста, послесл. О.Н. Наумова. — М. Изд. “Старая Басманная”. 2008г.
  3. Государственный архив Саратовской области, Ф.28, Оп.1, Д.55, №4961.
  4. «Неистовый борзописец». Россия XVIII века: Николай Еремеевич Струйский. Бердников Л.И., США, Новый Журнал, №252, 2008.
  5. О поместном землевладении и колонизации в районе Аткарского уезда. Е. Подъяпольская. С.: 1927.
  6. Политические движения русского народа. Мордовцев Д.Л., СПб, 1871, Том 1.
  7. Помещики и крестьяне Саратовской губернии, Н.Ф. Хованский, С., 1911.
  8. Цветущее состояние Всероссийского государства, Кирилов И.К., М., 1831. т.2.

Оригинал статьи здесь: https://dzen.ru/a/Z9KthpJx4kvWnOWX

 

 

Обсуждение закрыто.