Малое путешествие прошедшего лета

На бутылках по Медведице.

Прошло почти полвека с той поры, когда я последний раз сплавлялся с друзьями из КБ «Саратовнефтегаз» по Медведице на байдарке от Чемизовки до Лысых Гор. Это были тренировочные сплавы во время майских  праздников после «зимней спячки». Львиная доля пути по родному Аткарскому району. Тот сплав, что на фото, ознаменовался оверкилем в первый же день плавания в районе села Новая Осиновка, где в то время ещё стояла с куполом и колокольней единственная в округе деревянная церковь. Майская высокая вода, бурное течение и упавшее поперёк реки дерево сыграли с моей командой злую шутку. Утонул фотоаппарат, штормовка и топор, для надёжности завёрнутый в эту самую штормовку.   Хорошо хоть спутниц удалось спасти, хотя плавали они не на много лучше чем мой утонувший топор.  Но было холодно. На берегах кое-где ещё лежал снег, и пришлось дать местным ребятам денег, чтоб принесли бутылку водки. Конечно для компрессов и растираний.

1973 год. По медведице с будущей женой Лилей

Позже наступило время более серьёзных походов по Карелии, озёрам Онега и Ладога,  Буковинской горной реке Прут, сказочной реке Чусовой, которая уральские горы разрезает пополам – начинается   в Европе, и продолжается в Азии. Во время сплава по реке Чусовой, помимо лодок и байдарок, я довольно часто встречал тихоходные деревянные плоты. Один запомнился тем, что когда «плотогонов» обгоняла очередная группа байдарочников, из палатки-шалашика выходил высокий бородатый парень с аккордеоном, садился на стул играл  и  пел: –  «Перемахнул через Урал, прощай Европа я удрал в далёкую страну Хамардабан!». Кстати – Чусовая это та самая «Угрюм-река», которую снимали для одноимённого фильма.

Однажды встретился плот совсем экзотический. Это был большой, прошитый на секции брезентовый мешок внутри которого    уложены сотни надутых воздушных шариков. Получается, что в отличии от остальных плотов, которые просто бросали в конце пути, этот плот был возвратным, многоразового использования. А что? Вытащил разноцветные шарики, пустил их плыть по течению, просушил да свернул брезент,  уложил его в рюкзак и до следующего сплава! Когда в обиходе появились пластиковые бутылки, лёгкие и прочные, я тут же задумался, как можно на их основе соорудить плот? Но изначально было ясно, что такой плот тоже возвратным не будет,  да и надёжного, не очень затратного  сплочения бутылок в  плот, я так и не придумал, а потому от затеи отказался.

«Промчались дни, истаяли года…». Я уже стал забывать свой интерес к плотам и «плотогонству», но вот этим летом узнаю, что в нашем селе Озёрное есть человек, который соорудил очень необычный плот и собирается на нём сплавляться от Озёрного до Лысых Гор. Это был Александр Васильев,  сын моей хорошей знакомой Розалии Васильевой, замечательной художницы, много лет проработавшей воспитательницей в нашем сельском детском садике. Рукодельный Александр не стал мелочиться, и собрал плот «инженерной конструкции» не просто из «полторашек» и «пятилитровок», а из 30-ти литровых пластиковых кегов, которые остаются не удел после пива, кваса и других напитков. Александр из творческой семьи, уроженец Озёрного. Он окончил  сельскую  школу и музыкальную школу в Аткарске Сейчас живёт и работает в Саратове. никогда сплавом не увлекался и, как мне кажется, на 35-ом году жизни, просто решил исполнить свою детскую мечту.   Он сделал   расчёты,  чертежи, придумал крепежи,  с  помощью которых  окончательно собрал плот в Озёрном  в середине июля.   Потом стал ждать товарища-напарника, который должен был приехать, но так и не приехал. Сашок, так зовёт его мама, уже совсем  собрался в одиночное путешествие, но тут вмешалась мама Роза и твёрдо  сказала – я с тобой!

Семейный экипаж

И вот, в конце июля, сын и мать,(которая кстати совсем не умеет плавать!), вдвоём отправились в путь по реке Медведице. Роли распределились сами собой – капитан Саша и штурман Роза. Первая запись штурмана в бортовом журнале  была: – «1-я миля. Плывём прямо. А вот и первые жёлтые кувшинки!». Это взгляд и мышление настоящего художника Розалии Васильевой! Более прагматичный Александр с первой мили озаботился рыбалкой. Добыча пищи – мужское занятие. Когда я встретился с плотогонами в районе села Шереметьевка, они накормили меня отменной окунёвой ухой!

Байдарку можно условно назвать плавсредством быстроходным. В некоторых местах, на быстринах реки, в два весла можно плыть со скоростью велосипедиста. А плот подвластен только  течению  реки да ещё  тормозящим плавание водорослям, отмелям и корягам.      Краткое путешествие от Крестика,( так у нас называется место впадения реки Идолги в Медведицу), до Лысых гор,  заняло четыре дня. А ведь это всего-то километров 30.  Но кто сможет сосчитать эти извилистые, поворотные километры?  Байдарка с лёгкостью проскочит это расстояние за полдня. Вот именно – проскочит.

Тот самый плот

Я с почтением отношусь к морям и океанам, но реки люблю больше. Здесь за каждым поворотом новый кадр речной киноленты! Плеснула огромная щука, бобры повалили несколько деревьев и почти перекрыли русло, с шумом и кряканьем взлетела стайка уток, выдра ночью утащила пакетик с сушками, неосторожно оставленный после ужина на песчаном берегу. Разве это приключения? За четыре дня и четыре ночи не встретились опасные перекаты, во время ночёвок не нападали дикие звери, не приходилось голодать или умирать от жажды. Но если это  не жажда приключений и не осуществление детской мечты, то что это? И главное зачем?           

Читатель, согласись, что и к тебе  много раз приходило желание разорвать цепь обыденности, даже если эта обыденность  комфортна  и вполне удобна. В таком случае нет ничего лучше, чем отправиться в путешествие. Если карман лопается от избытка денег,  можно купить билет на круизный лайнер и прогуляться вокруг света, погружаясь уже в другую обыденность – ресторан, шведский стол, трёхразовое питание с  усилителем вкуса Е621, натужно-весёлые аниматоры и гонка по чужим улицам чужих прибрежных городов.

  А  можно просто на байдарке или самодельном плоту несколько дней плыть по одной из наших малых рек. Путешествие тоже малое, но на краткий миг жизнь приобретает другие впечатления, яркие краски.  И эти впечатления греют душу если  не всю жизнь, то до следующего лета точно! Прикосновение душой к природе дорогого стоит.

Говорит Александр:  – Уже Лысогорский район. Плывём мимо села Фёдоровка. Высокий крутой берег,  на берегу скамейка, а на ней сидят две пожилые женщины. Поднялся к ним, спросил –  «Чего сидим?». Ответили – «Дак, ведь если не поговорить, так хоть посмотреть, что за люди  мимо плывут». Разговорились до глубокой ночи. Село в одну улицу вдоль реки, Лидия Васильевна и баба Нина единственные постоянные жители. Ещё несколько занятых домов – это дачники из Саратова. Зима настанет и наступит одиночество.   Развлечение  одно – телевизор,  да раз в неделю сходить в магазин за продуктами в ближайшее село  Рельню. А к следующему лету наш капитан Саша уже рисует эскизы нового, усовершенствованного плота,  и мечтает о продлении маршрута.

2020 год. Александр Васильев

PS. Недалеко от конечной цели  у Александра случилась ещё одна встреча.  Мимо, на резиновой лодке, проплывал  молодой местный паренёк, ему и подарил свое судёнышко наш капитан. У паренька глаза загорелись! Может он в этот миг решил, что на таком плоту можно по Медведице   доплыть до знаменитого тихого Дона?

Олег Чернов, член Союза журналистов РФ.

Сокращённая версия статьи в газете “Регион 64” №81 от 27.10.2020г.

здесь: https://sarnovosti.ru/archive/081/

Обсуждение закрыто.