Руки Хирурга. Газета “Сельская жизнь”, 30.08.1974г.

РУКИ ХИРУРГА

Пожалуй, во всей округе не найти села более красивого, чем Озёрное. Просторные дома широко раскрытыми окнами смотрят, на тихие, в кустах сирени, вишневых и яблоневых садах улицы. С трех сторон — степной простор, тогда как с запада непосредственно к. селу подступают приречные леса. Между ними, извиваясь, течет ласковая Медведица.

В здешнем сельском Совете заявок на кирпич и лесоматериалы значительно больше, чем нарядов на них, хотя лимиты год от года растут. Одни строят новые дома, другие перестраивают, расширяют старые. В Озёрном есть водопровод, газ, действуют средняя школа, торговой центр, аптека. Но более всего известно село своей больницей, где работает высококвалифицированный коллектив под руководством заслуженного врача РСФСР Алексея Алексеевича Кащеева.

За годы его работы больница выросла втрое. В распоряжении медиков прекрасная лаборатория. Действуют поликлиника на 30 тысяч посещений в год, детская консультация. Каждая койка в стационаре занята не менее трехсот дней в году. Это говорит прежде всего о большом авторитете сельских врачей у окрестных жителей. Не только Озёрного. В постоянную зону обслуживания включены Языковка и Белгаза, Зубовка и Гвардеевка, Большая и Малая Осиновки, всего восемнадцать населенных пунктов. Но стремятся попасть в эту больницу даже из Татищевского, Калининского районов. Влечет всех все то же, — авторитет больницы, авторитет врачей. Идут прежде всею за хирургической помощью. Ведь знают: за долгие годы своей работы хирург Кащеев сделал более четырех с половиной тысяч операций. И все имели благополучный исход. Каждый человек идет к своей профессии, единственной на всю жизнь, собственным путем. Бывает, находит ее случайно, ранее не зная или, по крайней мере, не думая о ней. Но потом полюбит первой любовью: горячо, преданно, и свято служит ей верой и правдой. Именно так нашел себя Алексей Алексеевич.

С первых дней войны попал он рядовым в стрелковый полк. И спустя три месяца две нули из фашистского автомата — разрывная и обычная — поразили полкового разведчика в шею и живот. Врачи спасли жизнь молодому солдату, но полностью вернуть утраченное здоровье оказалось невозможным. Полгода провалялся Кащеев на госпитальных койках. А еще через полгода, несмотря на то, что фронт нуждался в бойцах, Алексея демобилизовали. Перед 22-летним парнем встал вопрос: кем быть? Орден Красной Звезды он успел заслужить, но мирной профессии не имел, а физически трудиться было невозможно. Здоровье требовало не просто улучшения, а постоянного наблюдения опытных врачей. И Кащеев решил стать студентом медицинского института, чтобы быть в врачам поближе, а потом и самому лечить себя. Уже в процессе учебы проявился интерес к хирургии. Особенно большое влияние на впечатлительного студента оказал заведующий кафедрой детской хирургии академик Миротворцев. Это был идеал врача! Как бы ни устал Сергей Романович, он неизменно оставался внимательным, ровным, чутким к сотрудникам, задушевным к больным. Кащеева всегда удивляли, неизменно восхищали эти качества в учителе. После беседы с ним больной проникался верой в собственное выздоровление.

НА СНИМКЕ: идет подготовка к операции. Слева направо: врач Н.А.Заярная, хирург А.А.Кащеев, операционная сестра В.М.Ракова

Если Миротворцев был образцом поведения, то другой видный хирург — профессор Краузе, заведовавший тогда кафедрой госпитальной хирургии, послужил примером точности, рациональной педантичности врача. Он внушал студентам, что в любой, даже в самой небольшой и несложной операции нельзя позволять себе быть небрежным. Недаром говорят: учитель творит себе подобных. И чем он талантливее, тем способнее его ученики. Кащееву повезло на талантливых учителей. И он оказался способным воспитанником. После основательной учебной подготовки ему требовалось одно — практика. Чего другого, а самостоятельной работы у сельского врача, которым Алексей стал сразу после выпуска, всегда предостаточно! В этом смысле даже молодой сельский врач находится в преимущественном положении перед городским, который, бывает, несколько лет ждет своей первой самостоятельной операции.

Конечно, городская клиника во многих местах еще лучше оборудована, лучше обеспечена инструментом, материалами. Но авторитет больницы не в широких окнах, просторных палатах и мягких коврах по коридорам; хотя все это, разумеется, тоже не лишнее. Но вот в соседнем райцентре два новых светлых, хорошо оборудованных больничных корпуса. А больные едут в Озёрное, хотя оно дальше, и больничные здания тут старые, нуждаются в ремонте, средства на который Кащееву приходится выбивать с большим трудом.

Так в чем же дело? Все в том же. В людях—врачах и фельдшерах, медсестрах и нянях. Всех, без исключения. В их преданности делу, святому и благородному. В том достойном примере, который им повседневно являет самый авторитетный из руководителей — главный врач. В небольшом сравнительно коллективе, каким является участковая больница, каждый работник на виду, особенно руководитель. А условия быта в селе таковы, что и семейная жизнь практически не имеет, тайн. Все видят, как добросовестен, самоотвержен в не легком труде своем хирург Кащеев. Рука об руку с ним вот уже около двадцати лет работает жена Таисия Гавриловна. Выпускница геологического факультета университета, она вот уже около двадцати лет заведует лабораторией больницы. По стопам родителей пошли дети. Старшая дочь, Наталья, уже окончила медицинский институт, работает участковым врачом. Младшая, Валентина, этим летом после окончания третьего курса проходит учебную практику в Озёрновской больнице под наблюдением своего отца, который был и остается для нее высшим авторитетом. Почти одновременно с Кащеевым в больницу пришла гинеколог Надежда Архиповна Заярная. Кстати, ранее она заведовала райздравотделом, а после упразднения райцентра, который некогда размешался в Озерном, осталась рядовым врачом. Уже 27 лет работает тут Евгения Никитична Мисник, терапевт высокой квалификации. Каждая из них в свое время отклонила казавшиеся заманчивыми предложения. И нисколько о том не жалеют. Стабилен основной состав среднего медицинского персонала. Старшая операционная сестра, бывшая фронтовичка Валентина Матвеевна Ракова, тоже 27 лет отдала работе в больнице. Вышла на пенсию, но продолжает трудиться. Вызывают ее в любое время дня и ночи. И Ракова не возражает: ей по-прежнему хочется быть нужной людям. Более двадцати лет консультирует детей фельдшер Мария Васильевна Егорова.

Можно многое рассказать о патронажной сестре Любови Васильевне Ананьевой, о старейшей няне Елене Яковлевне Ёриной, о прекрасной души человеке, принявшем эстафету от своей матери, прачке Анне Павловне Ефимовой. Белье из-под ее заботливых рук выходит белоснежным.
Я листаю книгу записей. Страницы ее отражают волнующие, радостные события в жизни пациентов — восстановление здоровья. Это подлинная летопись успешной борьбы коллектива больницы с недугами, возвращение людям счастья полноценной жизни, труда.

Вот трогательная благодарность семьи Кульжонковых: «Спасибо за Таню!» Прошу Алексея Алексеевича вспомнить, как спасали девушку Она была доставлена в больницу в состоянии клинической смерти, пять суток находилась без сознания. И все пять суток Кащеев не покидал больницу. Девушке, получившей острое комплексное отравление, перелили 38 литров кровозаменяющих жидкостей. И смерть отступила. Ныне Таня здорова, воспитывает малышей в сельском детском саду.

А вот благодарность престарелого Сафонкина из села Белгаза. Полез как-то Григорий Андреевич на чердак за сеном, сорвался и упал вниз головой. В больницу был доставлен, без сознания, с тяжелейшим сотрясением мозга и повреждением грудной клетки. А спустя месяц Сафонкина, вначале и выжить не чаявшего, уже выписывали из больницы. Сафонкина спасло и то, что Белгаза невдалеке от Озёрного. Этот случай, как и многие другие, имеет принципиальное значение сейчас, когда в области проходит концентрация сельских больниц.

— Все мы хорошо понимаем важность и необходимость проводимой работы.— говорит А.А.Кащеев.— Но там, где еще нет хороших дорог к каждому населенному пункту, нет четко действующей службы «скорой помощи», участковые больницы очень нужны. Надо всячески совершенствовать их деятельность.

В этих словах — подлинная забота о здоровье людей села. Территория района обширна. От районного центра до дальних сел около сорока километров. Попробуй, преодолей такой путь в бездорожье. А в борьбе за жизнь человека, порой и минута может оказаться бесценной.

Широко, привольно раскинулось село Озёрное, одно из самых больших в Аткарском районе. Местный колхоз практически не испытывает нужды в кадрах. Оттока жителей из села почти нет. В этом велика заслуга и преданного своему делу коллектива участковой больницы.

В. ФОМЕНКО
(Корр. «Сельской жизни»).

Саратовская область.

Фото М.Лебединский.

Обсуждение закрыто.